Бахиловская компрессорная станция
Система управления и противоаварийной защиты (СУ и ПАЗ) Бахиловской компрессорной станции
Бахиловская компрессорная станция (КС) предназначена для компремирования, осушки и транспортирования нефтяного попутного газа на Нижневартовский ГПЗ.
Производительность станции по приему газа 1176.0 млн. м3 в год.
Сырье – попутный нефтяной газ 1 ступени сепарации нефти, поступает на КС с близлежащих месторождений нефти. Согласно условиям транспорта газа на Нижневартовский ГПЗ, на КС производится компремирование и адсорбционная осушка газа на молекулярных ситах‐цеолитах. Давление газа на выходе модуля – не выше 7,46 МПа.
В части управления компрессорными линиями обеспечивается:
- автоматическое и дистанционное управление оборудованием, отсечной и регулирующей арматурой;
- автоматический запуск, останов и управление газотурбинными авиационными двигателями НК‐16СТ;
- помпажную защиту компрессоров, включающую в себя визуальную индикацию рабочей точки компрессора на его газодинамической характеристике в координатах “напор‐расход”, автоматическое определение расстояния рабочей точки компрессора (с учетом плотности газа) до зоны помпажа и формирование необходимых управляющих воздействий при медленном и быстром приближении рабочей точки к зоне помпажа, минимизацию потерь на режимах рециркуляции и корректировку положения рабочей точки параллельно работающих компрессоров при возникновении помпажа на одном из компрессоров;
- постоянный анализ изменения параметров в сторону критических значений и прогнозирование возможных аварий;
- защиту агрегата от аварийных режимов работы, с определением первопричины аварийного останова;
- выполнение программы безаварийной остановки агрегата;
- перевод исполнительных механизмов в безопасное состояние в случае отключения электроэнергии;
- возможность поэтапного пуска при производстве пусконаладочных работ;
- безударное переключение с режима автоматического регулирования на ручное и обратно;
- вибромониторинг компрессорной установки. Для контроля вибрации и осевого сдвига роторов компрессора и газовой турбины должна быть применена аппаратура с бесконтактными вихретоковыми датчиками, обеспечивающая вибромониторинг и связь с контроллерами АСУ и ПАЗ;
- звуковую сигнализацию разной тональности при включении аварийной и предупредительной сигнализации;
- самоконтроль составных частей АСУ и ПАЗ и КС; сигнализацию о неисправности компонентов и цепей;
- возможность замены модулей системы АСУ и ПАЗ без остановки технологического процесса.
В части АСУ и ПАЗ общестанционными системами обеспечивается:
- функции контроля и управления общестанционным оборудованием;
- автоматическое регулирование главного станционного параметра (давления на нагнетании КС, расхода по КС или давления на всасе КС) с предотвращением необоснованного открытия антипомпажных клапанов работающих компрессоров;
- защиту общестанционного оборудования от аварийных режимов работы;
- пожарную сигнализацию, реагирующую на дым и пламя в пожароопасных помещениях КС;
- контроль довзрывоопасных концентраций газа;
- самоконтроль составных частей АСУ и ПАЗ и сигнализация о неисправности компонентов и цепей;
- возможность замены модулей системы без остановки технологического процесса.
Контроллеры
В основе архитектуры лежат промышленные контроллеры Triconex TRICON и Allen‐Bradley PLC‐5. В системе используется два троированных контроллера TRICON для управления линейной частью КС и в качестве системы противоаварийной защиты станции.
Для управления общестанционным хозяйством используется дублированный контроллер PLC‐5.
Совместно с АСУ и ПАЗ используется система вибромониторинга Bently Nevada серии 3500. На компрессорах установлены токовихревые датчики радиальной вибрации и осевого сдвига, на двигателях ‐ корпусные датчики вибрации.
На каждый ТКА применяется свой контроллер Bently Nevada 3500 с необходимым набором модулей контроля. Каждый контроллер связан с АСУ и ПАЗ по каналу RS‐485 Modbus, а также, используя релейные выходы, связан с системой ПАЗ для сигнализации аварийных ситуаций.
Показания вибрации интегрированы в общую SCADA систему, отображаются на мнемосхемах и регистрируются в журналах, как и все прочие параметры.
Для контроля загазованности на КС используются системы СТМ‐10, которые связаны с системой ПАЗ "сухими" контактами. На основании показаний СТМ‐10 АСУ и ПАЗ формирует сообщения, логику управления вытяжной вентиляцией или аварийного останова.
Для контроля пожарной обстановки на КС и, в частности, в отсеках ТКА используется выделенная система пожарной сигнализации, которая также связана с системой ПАЗ «сухими» контактами. Управление системами газового пожаротушения в отсеках двигателя, компрессора и маслоагрегатов выполняется контроллером СПАЗ.
Находится на сервисном обслуживании ЗАО "Интера".